Балласт

Балласт в технике, механике и снаряжении — это дополнительный постоянно закреплённый или временно погруженный (принятый) груз с целью добиться результатов по одному или нескольким сразу из нижеперечисленных пунктов:

  • улучшение балансирных качеств (то есть посадки объекта включая крен и дифферент, остойчивости или устойчивости путём смещения центра тяжести объекта в нужном направлении);
  • достижение определённого положения в равновесии силы притяжения силы отрыва от поверхности (то есть силы подъёма в воздух, силы плавучести или выталкивающей из воды силы);
  • утяжеление предмета с целью уменьшения вибрации или уменьшения влияния на предмет внешних факторов (погоды в том числе).

Общепринятые виды балласта в технике

В технике (сюда мы относим и судостроение, и самолётостроение и так далее), существуют следующие общепринятые типы балласта:

  • Балласт (электротехника)
  • Мёртвый балласт — название балласта, который заранее заложен в корпус или прикреплён к корпусу технического средства или создан путём утяжеления технического средства. Этот балласт создаётся при постройке и невозможно или тяжело удалить его в дальнейшем. Мёртвый балласт существует как защита от человеческого фактора, чтобы человек не мог создать аварийную ситуацию путём удаления всего балласта. К мёртвому балласту можно отнести всё то, что не создаёт прочности или производственной необходимости для конструкции — например, утяжеление конструкции в нижней части корпуса судна путём залития нижней части или всей части определённого отсека бетоном (цементом).
  • Твёрдый балласт — это балласт из камней, металла, песка и всего прочего, что не является жидкостью или газом. Применяется в наши дни в основном на очень малых плавучих средствах (шлюпки, например) и наземных транспортных средствах, так как нет возможности для создания и установки специальных танков и насосов для возни с жидким балластом.
  • Жидкий балласт — это, как правило забортная вода или вода погруженная с причала (с берега) заранее. Для принятия жидкого балласта на плавучих средствах имеются специально построенные балластные танки. На танкерах для принятия жидкого балласта могут служить и грузовые танки. Этот балласт имеет самое наибольшее применение в наши дни на плавучих средствах.
  • Балласт в воздухоплавании — дополнительный груз на воздушных шарах, цеппелинах, предназначенный для достижения лучшей устойчивости, для смещения центра тяжести в нужном направлении, для уравновешивания силы подъёма и силы притяжения всей конструкции воздушного шара. В качестве балласта могут выступать мешки с песком, камни.
  • Балласт на надводных плавучих средствах — дополнительный груз на судах, кораблях и прочих плавучих средствах, предназначенный для улучшения остойчивости, для смещения центра тяжести в нужном направлении. На кораблях и судах в качестве балласта раньше выступали камни, мешки с землёй или песком, металлические и прочие тяжёллые изделия. Сегодня в качестве балласта выступает забортная вода, заполняющая балластные цистерны.
  • Балласт на подводных плавучих средствах — дополнительный груз на подводный лодках, батискафах и прочих подводных плавучих средствах, предназначенный для улучшения остойчивости, для смещения центра тяжести в нужном направлении и для сбалансирования силы плавучести и силы тяжести (притяжения). Сегодня в качестве балласта выступает забортная вода, заполняющая балластные цистерны. Для удаления водянного балласта под водой используется сжатый воздух, который содержится в специальный баллонах.
  • Балласт в нырянии и водолазном деле — дополнительный груз, предназначенный для уменьшения плавучести и увеличения силы притяжения за счёт утяжеления объекта погружения. В качестве балласта раньше выступают камни, металлические изделия (нагрудные грузы, например) и прочие тяжёлые изделия.
  • Балласт наземного транспорта — дополнительный груз, предназначенный для достижения лучшейустойчивости транспортного средства, для смещения центра тяжести в нужном направлении, и в наземном транспорте — для повышения сцепления колёс с поверхностью. В качестве балласта могут выступать мешки с песком, металлические или бетонные изделия. Например, электровоз ВЛ10у постоянно нагружен балластом из бетонных блоков, установленных на раме для достижения необходимого сцепного веса.

Балласт (путевое хозяйство) — материал для верхней части строения пути (балластной призмы) вжелезнодорожном путевом хозяйстве. Как правило, это щебень, реже — галька, песок, асбест

← Назад